При подготовке к изготовлению качелей были приняты следующие решения:

  • качели будут сделаны из древесины хвойных пород (у меня — лиственница) с соответствующей толщиной деталей для обеспечения необходимой прочности изделия;
  • висеть они будут в саду на специальной переносной стальной опоре;
  • качели должны выдерживать вес не менее трёх человек, т.е. минимум 300 кг;
  • на зиму конструкция остаётся в саду без демонтажа;
  • вместо подушек на качелях будет использовано купленное по случаю за бесценок импортное автомобильное сиденье, состоящее из отдельных частей, с велюровым покрытием и откидывающимся подлокотником, но качели должны быть удобными и без применения подушек;
  • для решётчатой конструкции спинки будут использованы готовые детали, а именно — штучные паркетные планки.

Размеры и количество заготовок для сборки качелей представлены в таблице.

Сборка сиденья качелей

Изготавливаем прямоугольные переднюю 1 и заднюю 2 перемычки, а также вырезаем по шаблону пять одинаковых опор сиденья 3 с несложным криволинейным контуром.

Торцы опор сиденья 3, которые после сборки будут недоступны для окрашивания, желательно загрунтовать и покрасить заранее. Перемычки и опоры собираем на шурупах 15 длиной 70 мм, предварительно высверлив в перемычках соответствующие отверстия. Посадочные места головок шурупов 15 следует предварительно зенковать.

Левую и правую опоры крепим на расстоянии 50 мм от краёв перемычек.

У собранной рамы сиденья качелей проверяем прямоугольность путём замера её диагоналей. Пропитываем конструкцию водоотталкивающей грунтовкой по дереву, а затем окрашиваем её в два слоя краской для наружных работ.

Сверлим в деталях 1 и 2 четыре отверстия диаметром 13 мм под шпильки рым-гаек подвесной системы самодельных качелей.

Планки сиденья 4 можно прикрепить к раме и на этом этапе, но советую не торопиться и пока не утяжелять конструкцию.

Сборка спинки качелей

Рамку спинки собираем на потайных шипах. Для этого на нижней перемычке спинки 6 и верхней перемычке 7 вырезаем с двух сторон шипы высотой 70 мм и длиной 40 мм, а в стойках спинки 5 выбираем соответствующие пазы. Собираем рамку «насухо». Просвет рамки должен иметь размеры 1320х450 мм.

Проверив все перпендикуляры, склеиваем детали 6 и 7 с правой стойкой 5.

Используя столярное стусло, нарезаем 32 распорные вставки (поз. 8).

Решётку спинки начинаем набирать с правой стороны. У первой планки 9 снимаем рубанком выступающий по длинной стороне шип и прикрепляем её длинными тонкими шурупами к правой стойке 5, предварительно промазав соприкасающиеся кромки клеем. Далее вклеиваем сверху и снизу две распорные вставки 8, стыкуя их с планками 9 по паркетному методу шип/паз. Монтаж всех деталей 8 и 9 проводится на клей заподлицо с лицевой стороной рамки.

Если вы до сборки покрасите все детали, то в дальнейшем избавитесь от больших проблем с отделкой решётки спинки.

Набрав решётку полностью, промазываем левые шипы перемычек 6 и 7 клеем и окончательно скрепляем левую стойку 5 с нижней и верхней перемычками.

После полного высыхания сборки обрезаем верхний край спинки по плавной кривой.

Красим спинку так же, как и основание сиденья.

Соединение спинки с сиденьем

Спинка и рама сиденья качелей соединяются между собой длинными 100-мм шурупами 16. Тут не обойтись без помощника и электроинструмента. Под шурупы предварительно нужно засверлить отверстия и зенковать их. Шурупы вворачиваем с помощью шуруповёрта.

Сами шурупы желательно окунуть в смазку или намазать мылом. После установки подлокотников жесткость конструкции будет обеспечена.

Установка планок сиденья и подлокотников качелей

Изготавливаем восемь планок сиденья 4, два подлокотника 11, две стойки 10 и две опоры 12. У планок сиденья 4 нужно снять фаски на верхних гранях и обработать их шкуркой.

Крепим к опорам сиденья 3 планки 4, распределив их с равными зазорами. Затем закрепляем стойки подлокотников 10, а к ним и к стойкам спинки 5 крепим под небольшим углом подлокотники 11.

Опоры подлокотников 12 крепим шурупами снизу к подлокотникам 11, а затем — к стойкам 5 и 10. Окрашиваем установленные детали.

Вворачиваем до упора четыре рым-шурупа 25. Предварительно сверлим под них отверстия d-З,5-4,0 мм на всю длину шурупов (иначе детали, в которые они вворачиваются, треснут).

Рама-стойка для подвески самодельных качелей

Боковые стойки А-образных рам изготавливаем из стального уголка с полкой 63 мм, а перекладину 29 – из толстостенной стальной трубы d-60 мм. К трубе привариваем с двух сторон фланцы 22 d-160 мм с отверстиями d-1З мм. В нижней части рам стойки 27 скреплены стяжками 28 из уголка с полкой 25 мм.

Все детали конструкции зачищаем металлической щеткой и окрашиваем в два слоя специальной краской, которую разрешается наносить прямо по ржавчине.

В перекладине 29 симметрично относительно середины трубы и строго вертикально сверлим два сквозных отверстия d-13 мм на расстоянии 1570 мм друг от друга. Отрезаем от метровой заготовки две шпильки длиной примерно по 160 мм (уточнить по месту) и надёжно закрепляем на перекладине рым-гайки кольцами вниз.

Выбрав место в саду, устанавливаем там раму-стойку. Проверяем горизонтальность трубы-перекладины и вертикальность А-образных рам. Если конструкция устанавливается на земле, то следует немного прикопать концы стоек 27. Если же на твёрдой площадке, например, бетонной, следует подумать о соединении левой и правой рам горизонтальными стяжками на уровне пола.

Можно также прикрепить нижние концы стоек 27 к площадке с помощью стальных монтажных уголков.

Подвеска качелей

В отверстия 613 мм по краям перемычек 1 и 2 вставляем подобранные по месту отрезки шпилек и крепим на них рым-гайки 17 так же, как показано на рис. 8, только колечками вверх.

Цепь 24 разрезаем на четыре части по 1,5 м. Крепим по два отрезка цепи к рым-гайкам, установленным на перекладине 29, с помощью такелажных скоб 26 (фото 1).

Устанавливаем качели под перекладиной на нужной высоте на временные подставки, отрезки цепей пропускаем через проушины рым-шурупов 25 (фото 2) и крепим с небольшим натягом цепи к рым-гайкам на перемычках 1 и 2 такелажными скобами 26 (фото 3). Убрав подставки, окончательно регулируем высоту подвески и угол наклона сиденья качелей (фото 4). Последний этап — установка автомобильного сиденья.

В дальнейшем рекомендуется изготовить над самодельными качелями навес для защиты от дождей в летний период. Это может быть деревянная или стальная рама, покрытая любым кровельным материалом (лучше всего применить лёгкие поликарбонат или ондулин).